Все в нашем мире относительно, и даже такие, казалось бы, непреклонные вещи, как медицинский диагноз, зависят от восприятия пациента. Наша героиня, юная винничанка Галина Крюк, не поверила врачам-пессимистам и... выздоровела. А помогло ей в этом оригинальное хобби: девочка создала свой новый мир, описала его в сказке и сшила героев своими руками. Сейчас Галя не любит вспоминать о болезни, поэтому «Новая» общалась с ее мамой.
— У нашей Галинки врожденный вывих обоих бедер, — рассказывает Людмила Валентиновна. — Диагноз поставили еще в роддоме. До трех лет ее лечил мануальный терапевт, делали гимнастику, массажи, но результатов не было. Потом я начала замечать, что, когда утром дочь встает, ей тяжело идти. Другой ребенок, наоборот, утром бегает, веселится, а Галя, пока расходится, где-то час проходит.
Малышку родители привезли в отделение хирургии городской больницы и уже там узнали, что нужно срочно делать операцию. К сожалению, первое хирургическое вмешательство было неудачным:
— Ее там, можно сказать, покалечили, неправильно сделали операцию, — сетует мама. — Мы могли бы обойтись всего двумя операциями. Но из-за этой врачебной ошибки девочка перенесла их аж десять.
Отчаянные родители вынуждены были обратиться к киевским медикам. Следующую операцию Гале сделали в Институте травматологии.
— Помог хирург Крысь-Пугач Анатолий Павлович, низкий ему поклон, — искренне говорит Людмила Крюк.
С трех до семи лет девочка перенесла такое, что не каждый взрослый выдержит. Три года Галя не ходила совсем. Ей сделали шесть операций. После каждой ребенок оставался на некоторое время в больнице, потом возвращался домой, потом — снова в стены медучреждения. Окажись на ее месте взрослый — впал бы в депрессию, а может, и не захотел бы бороться с болезнью. Но малышка воспринимала весь этот кошмар как временные неудобства.
— Мы все время с ней занимались, — вспоминает мама Галинки. — Нам профессор еще после первой операции в Киеве сказал, что хирургическое вмешательство прошло успешно, а реабилитация, мол, это ваша забота. Посему делали дочке специальные массажи, зарядки. А еще — обучали грамоте: она в пять лет читала и писала. И это при том, что большую часть времени Галя жила закованной в гипс, как кокон, — только голова и руки были свободны.
Нелегко пришлось в это время и родителям малышки. Чтобы добыть денег на лечение дочки, они продали дом, машину, мебель. Только после пятой операции появились спонсоры, но их помощь исчислялась сотнями гривен, а нужны были тысячи. Некоторые на просьбу матери о помощи прямо в глаза заявляли: «Не нужно было рожать инвалида». Папа Гали, старшие брат и сестра вынуждены были ехать на заработки в Санкт-Петербург.
В семи лет Галинка Крюк, как и все дети, пошла в первый класс — врачи разрешили девочке ходить.
— Мы ходили в школу с маленьким стульчиком, который сделал сын, — делится Людмила Валентиновна. — Клали стульчик в пакет и так отправлялись на учебу. Она немного пройдет —- присядет отдохнуть. Долго ходить нельзя было. Да и тяжелее, чем ложку, поднимать — тоже.
Но, невзирая на это, в школе Галя была активисткой. Если верить маме, девочку всегда воспринимали как равную:
— Она пользуется большим авторитетом и у сверстников, и у учителей, к ее мнению прислушиваются, и мне так приятно, когда говорят: «Галя — наше солнышко!»
— В 12 лет у дочки началась ремиссия болезни, — продолжает Людмила Крюк. — За год нам пришлось пережить еще четыре операции в «ОХМАТДЕТе». Я очень признательна доктору Левицкому — у него золотые руки. Да и все работники отделения травматологии очень нас поддерживали и хорошо ухаживали.
На операцию девочка каждый раз ехала с огромной торбой игрушек. Медсестры, нянечки, врачи — все получали подарки: героев Галиной сказки.
Теряем в одном, наверстываем в другом
Обделенный в чем-то одном человек непременно проявит себя в другом. Так, зачастую люди с ограниченными возможностями радуют и удивляют нас своими необычными талантами. Не одна Галинка, будучи нездоровой, потянулась к прекрасному. К примеру, Божена Сусь из Старовиживского района на Волыни не слышит и не говорит — она выражает свои мысли в рисунках. Также она шьет мягкие игрушки, как и наша героиня. Игрушки Божены пользуются большой популярностью. А Владимир Гурзь из Черкасской области вырезает по дереву, притом что 25-летний молодой человек полностью парализован — у него работает только правая рука.
— Она начала заниматься мягкими игрушками в девять лет. Мы выбрали этот кружок, потому что мастерить можно было лежа, — вспоминает мама. — Но главное, что шитье стало настоящим обезболивающим для дочки. Ночью, когда боли усиливались, она брала нитку с иголкой, и, представьте, за час боль уходила — Галя могла уснуть.
Первым творением девочки стали желтые веселые вишенки, следующим — большой заяц. Галя сделала его сама, это потом мама узнала, что дочке нужно помогать, ведь общими усилиями легче победить болезнь. Все Галины зверушки — уникальны. Нет в ее коллекции двух одинаковых. И практически каждая сделана вручную. Единственный, которого пошила с помощью техники, — крокодил. Побудили к этому размеры зверя — 1 м 60 см. Хотя после девочка решила, что машинкой больше шить не будет — только руками.
— В прошлом году дочка издала художественно-методическую книгу «Долина мрій», где написала свою сказку, — радуется собеседница. — Все герои сказки (а их 19) рождены ее фантазией. Более того, она их сама сконструировала, расчертила выкройки и разместила в этой книге. Тут же можно увидеть фотографии готовых игрушек, пошитых Галей.
Сейчас Крюкам приходит много писем — пишут в основном благодарные дети, у которых получились игрушки не хуже Галиных, иногда пишут взрослые. У самой юной мастерицы дома 150 игрушек. Девочка дарит их друзьям и знакомым, учителям и врачам, очень много шьет для детских домов. Интересно, что продавать зверушек Галя отказывается — боится, что попадут в плохие руки.
— 1 июля откроется Галинкина выставка в Лавре — в Музее Кирилла и Мефодия — с радостью всех ждем, — приглашает Людмила Валентиновна.
Тут же мама вспоминает об одной из выставок, когда к девочке, окруженной разноцветными большими и маленькими твореньями, подошли взрослые люди, посмотрели и говорят: «Это ж надо! Купила игрушки в магазине и выставляет». Галинка, вместо того чтобы расстраиваться, на глазах у скептиков начала мастерить новую зверушку.
— Последние полтора года Галя полностью здорова, по крайней мере, она в этом уверена, — говорит собеседница. — Сейчас ей постоянно нужно делать упражнения, массажи, заниматься на тренажерах. А впереди у нас еще как минимум две операции. Но сделать их можно будет, когда дочь перестанет расти. Тогда будем ставить трансплантаты обеих головок бедра.
Пятнадцатилетняя Галина о болезни говорить не любит. Мол, ее жизнь — это активность, победы, творчество, а не воспоминания о прошлом. «Я буду здорова и никогда не буду болеть!» — когда-то заявила Галя журналистке, которая увидела малышку закованной в гипс. Действительно, оптимизма этой девочке не занимать. Галя — староста класса, заместитель редактора школьной газеты. В прошлом году, будучи в восьмом классе, она получила диплом училища по специальности «мастер-закройщик мягкой игрушки».
— Дочка помогает психологу в школе как медиатор, другие дети обращаются к ней за консультацией, — рассказывает мама. — Она занимается в театральной студии «Мельпомена» Людмилы Вонцовской при Дворце детей и юношества, читает стихи Лины Костенко, Тараса Шевченко — у нее и дипломы есть за лучшую декламацию поэзии о женской судьбе.
И неудивительно, ведь заветная мечта Гали — стать актрисой. Девочка с детства влюблена в театр: когда была маленькой, просила родителей брать игрушки и разыгрывать сценки, а сама была режиссером. Сегодня же играет сама и готовится поступать в Винницкое театральное училище, а потом — на факультет режиссуры Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого.
— Она ж еще у нас фотографирует, и плетет из бисера, и занимается фитодизайном, — гордо перечисляет увлечения дочери Людмила Крюк. — Наград у Галинки не счесть: два года подряд занимала призовые места на Международном конкурсе «Таланты третьего тысячелетия» в Харькове, Гран-при в Санкт-Петербурге на Международном конкурсе «Детство моей мечты» — с игрушками; диплом на Всеукраинском конкурсе «Страна моей мечты» — это был рисунок. А в апреле получила грант от фонда Леонида Кучмы. Экс-президенту дочка подарила мягкого коричневого бычка с длинными серыми рогами.
К слову, тяга к прекрасному у Крюков семейная. Брат Гали Сергей рисует, занимается реставрацией мебели. Его работу можно увидеть даже в Эрмитаже (он реставрировал поручни на старинной лестнице). Сестра Оксана делает чудесные икебаны.
— Я очень счастливая женщина, потому что у меня самые талантливые дети и понимающий муж, — говорит Людмила Валентиновна. — А Галинка — это наше солнышко...
Ольга Савчук, детский ортопед:
— Врожденный вывих бедра — относительно редкая патология у детей — 1 случай на 10 тысяч. Чаще всего он бывает односторонним, у девочек он в 7 раз чаще, чем у мальчиков. Прямая наследственная передача вывиха бедра отмечена у 5% больных. Диагностируют эту патологию в роддоме. Лечение врожденного вывиха бедра начинают с первых дней жизни ребенка, применяя стремена Павлика, позже — специальные аппараты, шины. С годичного возраста можно осуществить устранение вывиха путем постоянного вытяжения (функциональный метод) с последующим наложением аппарата Гневковского. Если вывих диагностировали поздно, то есть пропустили в роддоме, то ребенок нуждается в стационарном лечении. При невправимом вывихе с 2—3-летнего возраста показано оперативное лечение.